Центр Международной Торговли, проспект Ленина, д. 35, эт. 2, левое крыло, каб. 13 БЦ Grand Vera, ул. Молодогвардейцев, д. 31, оф. 906

Показать все (2)
Выбрать курс
Телефон должен быть в формате
Х ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ1

Подтвердите свое согласие на обработку персональных данных. Мы обязуемся использовать полученную информацию только внутри нашей компании, и не передавать третьим лицам.

Подробнее.

Начни бесплатно

0 д.

00:00:00

Программирование после 35 лет – это реально

 Программирование требует энергии и сил

 

Это один из основных доводов: программирование является трудом, требующим много энергии, присущей только молодым. У более зрелых людей на такую работу уже просто не хватит сил. В данном случае программистам даже делают комплимент, ведь их ставят на один уровень с космонавтами и летчиками-испытателями.

Справедливости ради стоит отметить – действительно, в программировании есть области, где после сорока достаточно сложно. Но сложно там не потому, что все чересчур заумно, сложность здесь скорее в специфике конкретно данных сфер. Классический пример – игровая индустрия, здесь достаточно часто бывают кранчи, и людям приходится трудиться больше 100 часов в неделю. В молодости с такими нагрузками еще возможно справиться, однако в 40 лет уже здоровье, наверное, не позволит. Но тут скорее уже вопросы к тем компаниям, которые допускают в своей работе кранчи. Программист вполне способен писать игры даже в 40 лет может, просто не в столь изматывающем, даже вредном режиме.


Нужно постоянно учиться

Еще один очень распространенный довод в пользу «молодости» программирования. Согласно ему, знания программистов постоянно устаревают, и то, что было выучено в вузе, к 35 годам уже может быть совершенно не нужно, а переучиваться уже поздно. С другой стороны, есть и иные профессии, где необходимо учиться непрерывно, и при этом 40-летних оттуда не прогоняют.

 

Отличным примером являются юристы. Законодательство устаревает все время, и у юристов в этом смысле ситуация еще более сложная, чем у программистов. В конце концов, после выхода стандарта C++25 никто не будет увольнять тех, кто работал на предыдущем стандарте, и даже сразу же переучиваться от них никто требовать не будет. Тогда как у юриста просто нет выбора, и после выхода очередной редакции Гражданского кодекса РФ ему обязательно нужно будет ее прочесть, а затем запомнить и использовать в работе.

 

То же касается и врачей, которым приходится постоянно обновлять свои знания, ведь люди желают лечиться у опытных врачей. Кардиохирургов в США к столу допускают не ранее достижения ими 37 лет, при этом состоится ли этот врач к 40 годам именно как самостоятельный хирург – большой вопрос.

 

Важный вопрос – насколько хорошо человек может усваивать новые знания в зрелом возрасте? Практика говорит, что это вполне возможно, и многие люди даже после сорока лет находятся на острие прогресса. Даже отвлекаясь от IT-индустрии, можно вспомнить Сергея Павловича Королёва, который сделал основные разработки после достижения им сорока пяти лет. И вряд ли они делались только на основе знаний, полученных им до 30 лет.

 

Кроме того, есть и неявные знания, которые не получишь в вузе или из литературы. Работать вам придется не один год, иногда даже не одно десятилетие в конкретной отрасли, чтобы обзавестись такими знаниями. В 40 лет программист понимает, как необходимо программировать, и даже знает, как программировать не надо, а также знает возможные ошибки, которые иногда могут допускаться при написании кода или выборе архитектуры ПО.

В 35 программист не сделает ничего серьезного?

Также часто встречающееся заблуждение. И начинать нужно здесь с основ – с собственно персонального компьютера. Это устройство было создано Эккертом и Мокли, причем первому в то время было 25 лет, а второму – именно 35.

 

Также можно вспомнить и Дональда Кнута, очень авторитетного человека для программистов. Он придумал первый вариант известной системы TeX в 1978 году, в то время Дональду было 40 лет. Немногим позже, в 1981 году, им же была создана концепция грамотного программирования, она же – literate programming. Если говорить о более близких временах, то можно вспомнить Мартина Одерски, который родился в 1958 году и приступил к созданию языка Scala в 2001 году. К тому времени у него уже был более чем десятилетний стаж работы с языками Pizza и Funnel, а также с GJ compiler, впоследствии ставшим прообразом javac.

 

Или ещё один пример – программист, который был очень хорош в молодости, и таковым оставался в старости. Андерс Хейлсберг смог написать первую версию своего компилятора Pascal в 1981, тогда ему был 21 год. К разработке C# он приступил в 2000 году, тогда ему было около сорока лет. В 2012, когда ему исполнилось 62 года, Хейлсберг приступил к созданию TypeScript.

 

Отметим, что существует мнение, согласно которому возраст с 40 до 55 лет – наиболее плодотворный для специалистов инженерных профессий. Ведь у них уже накопился опыт, а кроме того, их ничто не отвлекает от труда: семьёй специалист уже обзавёлся, а его дети уже выросли…

 

Необходимо также помнить, что все первооткрыватели стоят на плечах множества хороших работников. Они ранее создали массив инфраструктуры, которая сделала возможной саму работу первооткрывателя. Некоторые создают драйверы для видеокарт, без которых ничего не смогли бы сделать разработчики игр. Кто-то отлаживает протоколы сетевого взаимодействия, без которых ничего не добиться разработчикам мультиплеерных проектов. Всё это – большой труд, он не является новаторским, часто даже не расценивается, как что-то серьёзное, что-то, чем можно гордиться. Но без данного труда все первооткрыватели-гиганты не достигли бы ничего.

 

В 40 лет – и не руководитель?

Популярное заблуждение говорит нам, что программист — лишь одна из первых ступенек в карьере. А к тридцати годам, самое позднее – к тридцати пяти годам человек уже должен выбиваться в руководители, если у него есть силы и способности. И это объяснение можно назвать наиболее оскорбительным. Мол, программирование – это занятие, которым можно по молодости побаловаться, однако уже после тридцати необходимо заняться чем-то более серьёзным.

 

Абсурдность этой точки зрения понятна, если попробовать приложить ее к иным профессиям. Например, можно упрекнуть 50-летнего юриста в том, что у него нет своей собственной юридической конторы. Или 50-летнего хирурга – в том, что он не заведует хирургическим отделением.

 

Люди, которые говорят так, просто не осознают, что программист и менеджер IT-проекта — различные профессии, хотя, несомненно, бывает и так, что менеджеры вырастают из программистов.

 

В целом, позицию «Программист — это работа для молодых» можно назвать довольно вредной, ведь она серьезно снижает мотивацию. Тяжело старательно учиться на протяжении пяти лет в вузе, если думаешь, что потом ты будешь работать программистом тоже не более пяти лет. К примеру, на врача учатся восемь лет, и если бы при этом говорили, что врач – это работа только для молодых, то всякое напряженное обучение уже сразу потеряло бы смысл.

Откуда появился миф о том, что программирование – это для молодых?

На данный момент удалось определить два источника этого мифа:

  1. Первый источник уводит нас в раннюю эпоху программирования. Тогда программы писали даже не на ассемблере, они писались на машинных кодах, и не в нормальной IDE, а на перфокартах. В то время создание ПО было намного более трудоёмким процессом, чем сейчас. Можно допускать, что именно такой процесс гораздо проще могли выдерживать молодые программисты. Сегодня ситуация изменилась, сейчас не пятидесятые, и разработка гораздо менее тяжелая.
  2. Второй момент – уже именно российская специфика. Нулевые годы можно назвать золотым веком Рунета: IT-сфера развивалась быстро, автоматизировалось абсолютно все, у каждого предприятия появлялась своя система автоматизации документооборота, в Россию приходили зарубежные компании, также это был период побед на различных конкурсах, вроде ACM. Тогда отрасль развивалась действительно очень быстро. И действительно можно было работать программистом около пяти лет после диплома, после чего дорасти и до должности руководителя проекта. Возможно, именно тогда появилось убеждение, что программист — всего лишь переходный этап в карьере.

 

Но сейчас уже ситуация сильно изменилась. Тому много различных причин, но самой важной можно назвать демографический провал. В регионах уже в 2010-м году дефицит кадров был достаточно острым. Молодёжи было намного меньше, вузы уже просто не могли поставить необходимое количество программистов. Возможно, в Москве и Петербурге это ощущается не столь сильно, но в других городах все именно так. Всех 30-летних программистов уже некем заменить. Понятно, что уйти на иные должности они не могут, иначе, кто программировать будет?

 

Демографический провал приводит к тому, что предельный возраст программиста в регионах неуклонно увеличивается. Происходит ли такое в столице — пока вопрос открытый.

 

Советы для студентов IT-специальностей

 

Как относиться к выбранной профессии? Чему обучаться, чтобы в тридцать пять лет не «попасть за борт», чтобы не пришлось жалеть о времени, потерянном в вузе? Ниже наши советы:

  1. Не нужно относиться к выбранной вами профессии как к временной работе, иначе потом будет несладко. Программисту необходимо серьезно учиться, и просто невозможно серьезно учиться тому, что вы не считаете делом вашей жизни. Определитесь, хотите ли вы на самом деле всю жизнь работать программистом. Если вы относитесь к вашей профессии как к сугубо временной, то увеличивается вероятность, что вы сможете ее освоить очень поверхностно.
  2. Не стоит пренебрегать низкоуровневым программированием, ассемблером языком С/С++, в особенности указателями. Если вы не осваиваете этого, то автоматически себя отсекаете от некоторых областей разработки. Наиболее ярким примером можно назвать разработку ОС. Если полагаете, что данная область очень нишевая, тогда рекомендуем вспомнить о компьютерной графике для игр, где это также есть. Или же вспомните о драйверах для современных умных устройств. Также вещи как nginx писать уже станет проблематично. В том, что касается работы, не стоит забывать, что почти на каждом предприятии, и у нас, и за рубежом, имеется множество микроконтроллеров, которые вряд ли будут в скором будущем программировать на Питоне.
  3. Не стоит недооценивать функциональное программирование. Много лет, в особенности в девяностые годы, в эпоху самого расцвета ООП, данный стиль казался чем-то академическим, чем-то, что не встречается на практике в работе обычного программиста. Всё поменялось приблизительно с середины нулевых годов, и Твиттер служит подтверждением тому, что на Scala можно создавать и высоконагруженные системы. Концепции функционального программирования применяются намного шире, чем полагают сегодняшние студенты. Практически все известные языки программирования, которые появились в мейнстриме в 10 последних лет, включают какие-либо элементы функционального программирования, и концепции такого программирования долгое время еще будут проникать в самые различные сферы. Можно порекомендовать сегодняшним студентам курс Абельсона и Сассмана, это классический курс MIT из восьмидесятых годов, после него современные языки осваиваются гораздо легче.
  4. Всем также можно посоветовать пробовать силы и в спортивном программировании. На самом деле, данный совет является наиболее неоднозначным. Спортивное программирование имеет некоторые особенности, благодаря которым оно поощряет несколько небрежное написание кода. И, тем не менее, вряд ли можно придумать более интенсивное знакомство с алгоритмами. Ведь в программировании, как и в любой иной работе, экспертом проще всего стать благодаря постоянной практике.

Заключение

Мы выяснили, что после 35 лет вполне реально быть программистом и найти работу, причем не только на каком-нибудь заводе, где придется заниматься поддержкой старой системы, но и в современных IT-компаниях. Самое главное – не бояться нового, стараться постоянно развиваться и любить свою работу.

Этот сайт использует Cookies

Политика конфиденциальности и Правовая информация